Последние комментарии

  • Тамара Султангареева26 ноября, 14:49
    Быть красивой, не значит быть умной! И позорить страну Катиным тупизмом на 1-м канале не дело!Первый канал ответил на требование убрать Стриженову из «Время покажет»
  • Тамара Султангареева26 ноября, 14:47
    Она не иногда, а уже просто окопалась в этой ереси! Такой тупизм в голове! Просто рот ей заткнуть хочется. Если так н...Первый канал ответил на требование убрать Стриженову из «Время покажет»
  • Алина24 ноября, 9:24
    У неё всегда с головой проблемы были, видимо, к 56 годам положение не улучшилось.Соседи говорят, что Жанна Агузарова уже год не выходит из квартиры

Чтобы создать легенду, ее нужно назвать «Асса»

Фильмы Сергея Соловьева всегда получали награды на кинофестивалях, но их не очень понимали обычные зрители. В 1986 году у него вышла драма «Чужая Белая и Рябой», получившая приз на Венецианском кинофестивале и даже выдвинутая Советским Союзом на «Оскар» (правда, не попавшая в пятерку номинантов). Критикам картина нравилась, а зрители идти на нее, мягко говоря, не спешили.

На премьеру, чтобы заполнить зал, привезли солдат на грузовиках.

Индийское кино на русский лад

Режиссер страдал и думал: ну почему за билетами на фильмы Владимира Меньшова очереди стоят ночами, а его никто не хочет смотреть? Неужели он настолько глупее Меньшова?! Нет уж, он тоже может сделать народное кино, настоящий шлягер! Что любит отечественный кинозритель? Он любит индийские фильмы с песнями, танцами и простыми сюжетами вроде такого: пожилой богатый негодяй и хороший, но бедный паренек соперничают за красивую девушку. Отлично, он снимет кино с таким любовным треугольником и с музыкой — юношу можно сделать музыкантом. Только будет странно, если молодой герой будет исполнять песни советских композиторов. Он должен играть музыку, идущую вразрез с официозом.


Сергей Бугаев и Сергей Соловьев на премьере фильма «2-Асса-2» в Санкт-Петербурге (2011). Фото: Елена Мулина/ТАСС

Бедному музыканту дали прозвище Бананан — в честь героя песни «Здравствуй, мальчик Бананан!» с популярного в 1980-е альбома «Банановые острова» композитора Юрия Чернавского. Главную героиню сценарист Сергей Ливнев назвал в честь своей 18-летней жены Алики Смеховой. А криминального авторитета зовут Андрей Валентинович Крымов — по фамилии его прототипа Олега Крымова. В молодости Олег Крымов работал со старшим братом Соловьева на «Мосфильме», был поэтом и печатался в популярнейшем журнале «Юность». А потом занялся незаконной коммерцией и через некоторое время открыл в Арзамасе подпольную фабрику, где шили спортивные костюмы — подделку под Adidas. Он процветал, но однажды подрался с начальником арзамасского УВД и его посадили на 15 лет.

Сергей Соловьев, знавший о невероятной истории Крымова, приехал к нему в Красноярский край в исправительную колонию, чтобы выведать нужные для кино подробности и спросить, можно ли использовать факты его биографии. Режиссер обещал Крымову дать персонажу другую фамилию, но слова не сдержал. Видимо, посчитал, что очень уж она ему хорошо подходит. Потом Соловьев снова приезжал к Крымову в тюрьму — уже с премьерой фильма. Однако у заключенных картина успеха не имела. Больше всего им не понравилось, что авторитетный «пахан» приказал убить Бананана: неужели не мог разобраться с мелюзгой, не опускаясь до «мокрухи»?

Белые носки Говорухина

Соловьев мечтал, чтобы Крымова сыграл Станислав Говорухин. Тот не соглашался, но режиссер продолжал его уговаривать, даже отправился для этого к коллеге в Одессу. Вечером Говорухин приехал к Соловьеву в гостиницу на белом автомобиле и в белых кроссовках — именно так автор «Ассы» представлял себе Крымова. Жена Говорухина тоже убеждала мужа согласиться: «Снимись, там же ты описан! Даже белые носки твои!»


«Сними серьгу!» — приказал милиционер. Но Крымов (Станислав Говорухин) велел оставить. Фото: Legion Media

В роли Алики Соловьев видел лишь свою жену Татьяну Друбич. Съемки в «Ассе» были для нее исключительно напряженным периодом — и не только потому, что их с Сергеем дочке Анне было всего два годика. Параллельно с «Ассой» она играла одну из главных ролей еще в одной картине — детективе Станислава Говорухина «Десять негритят» (он снимался в окрестностях Ялты, а «Асса» — в самом городе). Но больше всего Татьяну волновала другая работа, не в кино. Окончив мединститут, Друбич трудилась в поликлинике и боялась, что там узнают о съемках.


В ресторане ялтинской гостиницы «Ореанда»: Татьяна Друбич, Анита Жуковская, Станислав Говорухин и Виктор Бешляга. Фото: Legion Media

Сделать Банананом участника группы «Поп-механика» — музыканта и художника Сергея Бугаева — Соловьеву посоветовал Борис Гребенщиков, песни которого звучат в фильме. Окажись на его месте кто-нибудь другой, слова «Асса» в нашем лексиконе не было бы: это название предложил Бугаев.

Соловьев вспоминал, как на съемках в Ялте в три часа ночи в его гостиничный номер постучал Африка (так все звали Бугаева): «Хотите фильму нечеловеческого, немыслимого успеха? Так назовите «Асса»!» Режиссер изумился: «Что еще за «Асса»?» Бугаев долго рассказывал Соловьеву библейскую историю про Ноя, который, ступив на землю со своего ковчега, воскликнул: «Асса!» Но режиссера это не впечатлило. Тогда Африка выдвинул новый вариант: «Можете считать это аббревиатурой — Автор Соловьев Сергей Александрович». Утром Соловьев проснулся с мыслью, что его фильм действительно нужно назвать «АССА». Ну или «Асса».


Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Дмитрий Шумилов, который на самом деле никакой не темнокожий. Фото: Legion Media

Номер гостиницы, где жил Крымов с Аликой, хотели снять в люксе престижной ялтинской «Ореанды», вот только пускать туда киношников отказались категорически. От отчаяния Соловьев пошел на дерзость — послал телеграмму в ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву. На следующее утро в его плохонький номер пожаловала целая делегация руководителей Крыма. Первые лица уверяли, что режиссера просто не совсем правильно поняли, а теперь недоразумение улажено.

Цой в массовку не прошел

Хотя Соловьеву в начале работы над «Ассой» было всего 42 года, он не слишком разбирался в музыке, которую любили молодые неформалы. Музыкальный редактор принесла ему целый мешок кассет с записями андеграунда, и он начал их слушать — почти все впервые в жизни. Понравившееся отмечал галочками, а потом сказал редактору: «С этими ребятами я хочу познакомиться». — «Так вы одного Бориса Гребенщикова отметили!» — «Тогда зовите этого Гребенщикова».

Вот почему Бананан с друзьями в фильме поет песни БГ. Однако вокалом Бугаев не блистал, поэтому на самом деле за него пел рок-музыкант Сергей Рыженко — в фильме он один из друзей Бананана. Сначала Соловьев хотел, чтобы и пел Гребенщиков, но его отговорил сам БГ: «Представь, что Африка открывает рот и поет голосом Кобзона!» Просто режиссер не представлял себе масштабов гребенщиковской популярности…


Бананан с друзьями поет песни БГ. Фото: Legion Media

Когда Соловьев спросил у Бугаева, кто бы мог сыграть музыкантов, тот ответил, что один очень сильный коллектив как раз сейчас в Москве. Приняв странных парней в черной одежде за желающих сняться в массовке, режиссер сказал нескольким, что они подойдут, а другим — что не нужны. Африка смотрел на происходящее круглыми глазами. «Это же «Кино»!» — «Да какая разница…» — «И Цой не нужен?!» Так Соловьев познакомился с Виктором Цоем.

В том, что группа «Кино» неслыханно популярна, режиссер убедился, когда в Москве, в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького, снимали сцену, где Цой перед огромной толпой с горящими спичками поет: «Мы ждем перемен!» Режиссер беспокоился, как собрать огромную массовку, но Цою оказалось достаточно шепнуть нескольким людям, где и когда будет выступать. Съемки оказались похожи на стихийное бедствие. На 990 посадочных мест набилось 12-13 тысяч зрителей. Ворота были сломаны, многие скамейки — тоже. Подготовка затянулась на несколько часов. Каждому зрителю вручили коробок спичек, и многие от скуки начали их жечь раньше времени — у одной девушки загорелись волосы, кто-то начал драться. Сотня дружинников сняла повязки и слилась с неуправляемой толпой. Но когда на сцену вышел Цой, наступила полная тишина. Он сказал: «Спички вы сейчас уберете и не достанете ни одной, пока вам не дадут команды». И люди подчинились — сделали все, как потребовал их кумир.


Виктор Цой на концерте (1988). Фото: Александр Чумичев, Александр Шогин/ТАСС

Премьера «Ассы» прогремела на всю страну. Люди стояли в очередях ночами, жгли костры, чтобы не замерзнуть, — дело было ранней весной. Билеты не могли достать ни столичные руководители, ни друзья режиссера, ни знаменитости. А когда в кино в исполнении Гребенщикова звучала песня «Под небом голубым есть город золотой», зал вставал, как во время гимна, и пел ее вместе с БГ.

 

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх