Последние комментарии

  • Тамара Султангареева26 ноября, 14:49
    Быть красивой, не значит быть умной! И позорить страну Катиным тупизмом на 1-м канале не дело!Первый канал ответил на требование убрать Стриженову из «Время покажет»
  • Тамара Султангареева26 ноября, 14:47
    Она не иногда, а уже просто окопалась в этой ереси! Такой тупизм в голове! Просто рот ей заткнуть хочется. Если так н...Первый канал ответил на требование убрать Стриженову из «Время покажет»
  • Алина24 ноября, 9:24
    У неё всегда с головой проблемы были, видимо, к 56 годам положение не улучшилось.Соседи говорят, что Жанна Агузарова уже год не выходит из квартиры

Сыграть Штирлица Тихонову помогла таблица умножения

Смерть за сценарий

«Мне нужен сценарий, за который я готова умереть», — так отвечала режиссер Татьяна Лиознова на вопрос «Почему редко снимаете?». После фильма «Три тополя на Плющихе» (1968) она долго не могла найти нужный материал и на киностудию приходила просто в гости к коллегам. В 1969 году столкнулась в коридоре с автором детективов Юлианом Семеновым, посетовала, что работать не над чем, и тот поинтересовался, не вдохновит ли ее история про кражу из Гохрана драгоценных камней.

Семенов уже тогда думал написать роман «Бриллианты для диктатуры пролетариата». «Бриллианты», однако, не стали лучшими друзьями Лиозновой, зато вскоре ей попался журнал с романом Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Лиознова поняла: именно по нему она должна снять кино. И сообщив об этом писателю, узнала две новости — как водится, хорошую и плохую. Во-первых, Семенов уже написал по своей книге сценарий. Во-вторых, уже продал его на «Ленфильм». Но Татьяна Михайловна так горячо убеждала, что картину нужно снимать именно ей, что Юлиан Семенов послал телеграмму председателю Гостелерадио Лапину. В ней он сообщил, что отзывает с «Ленфильма» сценарий, возвращает за него деньги и передает его на киностудию им. Горького Лиозновой! Совершив благородный поступок, Семенов уехал то ли в Крым, то ли в Болгарию. А режиссер, получив вожделенный текст, увидела, что он сильно отличается от поразившего ее романа: Штирлиц стал похож на Джеймса Бонда, и на каждой странице появилось по пять трупов.


Режиссер Татьяна Лиознова за работой. Фото: Валентин Мастюков/ТАСС

Не дожидаясь возвращения автора, Лиознова кинулась переписывать сценарий… Она максимально приближала его к книге, а еще вводила новых персонажей, например, пожилую фрау Зау­рих, с которой Штир­лиц играет в шахматы и которую вывозит в лес на прогулку. Роль фрау была предложена Фаине Раневской, но та сказала, что играть там нечего. Тогда Лиознова вопреки своему принципу — не снимать одного актера дважды — позвала Эмилию Мильтон, игравшую в ее фильме «Рано утром». Фрау Заурих, изначально очень бегло прописанная, стала находкой — Лиознова после каждого съемочного дня Мильтон на ходу придумывала для нее новые сцены. Не было в книге и первом сценарии и свидания Штирлица с женой — знаменитой встречи в кафе «Элефант» — это тоже дело рук режиссера.


Эмилия Мильтон стала достойным партнером Тихонова

Хороший Штирлиц — свободный Штирлиц

Элеонору Шашкову утвердили на роль жены Исаева за день до съемки в «Элефанте». Актрису снимали, когда у Тихонова был выходной, и ей предложили смотреть с затаенной любовью на стену павильона киностудии — выходило не слишком убедительно. Решили направить взгляд на второго режиссера, но и этот результат перфекционистку Лиознову не устроил. И вдруг на площадку пришел Тихонов! Он заехал познакомиться с «женой». Актер предполагал, что режиссер выберет певицу Марию Пахоменко. Шашковой предложили смотреть на Тихонова — и у ее глаз моментально появилось нужное выражение! На другой день в кафе «Элефант» снимали уже Штирлица, и Тихонов сразу попросил, чтобы приехала его экранная «жена». Кстати, о взгляде Штирлица. Когда Юлиан Семенов спросил Тихонова, о чем он думает, когда так сосредоточенно и грустно смотрит, актер признался, что просто вспоминает таблицу умножения. Но у настоящих шпионов взгляд и выражение лица наверняка были другими. Один из руководителей британской и агент советской разведки Ким Филби сказал о Штирлице в исполнении Тихонова: «С таким постным лицом он бы в шпионаже и дня не продержался».


Юлиан Семенов. Фото: Владимир Савостьянов/ТАСС

К слову, Юлиан Семенов предлагал на роль советского разведчика, выдающего себя за штандартенфюрера СС, грузина — Арчила Гомиашвили, сыгравшего Остапа Бендера. Арчил был возлюбленным Лиозновой. И однажды, когда она с Гомиашвили и Семеновым выходила из ресторана, писатель, знавший, что Татьяна Михайловна никак не может найти актера на главную роль, показав на Арчила, воскликнул: «Вот же Штирлиц!» Лиознова расхохоталась: «Представляю Бендера в роли русского разведчика!» Вскоре после этого они с Гомиашвили расстались. Может быть, Арчил не смог простить любимой смеха и того, что она не захотела помочь ему перестать быть заложником «12 стульев»… (Кстати, оператором на «Семнадцати мгновениях» был Петр Евгеньевич Катаев, сын автора «12 стульев» и «Золотого теленка» Евгения Петрова.) На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский и Олег Стриженов, но у Вячеслава Тихонова имелось перед ними преимущество: он на тот момент не был занят в других проектах. И Тихонов не подвел. За три года съемок он всего однажды пришел на площадку, не выучив текст заблаговременно.


Элеонора Шашкова долго отрабатывала свой любящий взгляд

Если в кадре крупно показывали руки Штирлица, помогал дублер: в юности Тихонов сделал себе татуировку «Слава», и в кино ее приходилось то замазывать, то скрывать под перчаткой. Когда Штирлиц рисовал картинки и складывал фигурки из спичек, «ручным дублером» был художник-постановщик Феликс Ростоцкий. Его руки выручали и Евгения Евстигнеева: у исполнителя роли профессора Плейшнера был жуткий почерк.

Парторг фашистов не играет

Лиознова сразу решила, что будет снимать «звездное» кино, и приближенных к Гитлеру фашистов играли почти сплошь знаменитости. Правда, некоторые отказывались. Например, роль Мюллера предложили Всеволоду Санаеву, но тот сказал: «Я секретарь парторганизации «Мосфильма», и фашиста играть не стану!» Тогда позвали Леонида Броневого, прежде снимавшегося в кино только в эпизодах. Он согласился: его вначале вообще пробовали на роль Гитлера, от чего в ужас пришла жена актера, да и ему стало не по себе. Мюллер по сравнению с Гитлером выглядел меньшим злом. Реальный Мюллер внешне скорее напоминал Тихонова, но от Броневого это скрывали, говорили, что нет его хорошей фотографии. Актер утверждал, правильно делали: узнай он, насколько не похож на Мюллера, отказался бы. Гонорар у Броневого был меньше, чем у других, — 2435 рублей за три года работы. «Это всего по 68 рублей в месяц получается», — пожаловался актер одному из членов съемочной группы. «Ты еще не знаешь, что тебе принесет эта роль!» — ответил тот. И правда, роль вынесла Броневого на вершину популярности.

На Гитлера пробовался и Леонид Куравлев — и тоже отказался: «Я этого антихриста не осилю». Для Куравлева нашли злодея рангом пониже — Курта Айсмана. Поначалу артист, прежде игравший простых хороших парней, чувствовал себя неуверенно, но Лиознова поняла, на что он может опереться. Куравлеву сделали повязку на один глаз — с ней было понятно, что его герой воевал. Режиссер сказала, что взглядом второго глаза Куравлев должен прожигать собеседника!


Леонид Куравлев и Леонид Броневой — такие разные гестаповцы. Фото: Киностудия им. Горького/ТАСС

Юрий Визбор хотел отказаться от роли Бормана, но его переубедили. Чтобы он выглядел мрачно, неприятно и солидно, ему вставляли тампоны в нос, а под мундир подкладывали поролон. Но голос у барда был слишком нежным, и поэтому озвучил Бормана актер Анатолий Соловьев.


Бард Юрий Визбор в роли Бормана

Выезд за границу, да еще в капстраны, во времена СССР был делом сложным, и создателям фильма приходилось чаще, чем современным авторам, выдавать одни города и страны за другие. Сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, снимали в Грузии, зоомузей, где Штирлиц ждал Бормана, — в Ленинграде. Профессор Плейшнер же за несколько часов до провала начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, а выбрасывается из окна в Риге.

 

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх